Кафедра Психологии и
безопасности жизнедеятельности

Достижения кафедры

11.11.2014

Комплекс психолого-педагогических технологий личностно-профессионального развития ИТ-специалиста в вузе

Актуальность

Прогресс современного общества и переход к инновационной экономике в России невозможен без развития информационной техники и технологий, которое, в свою очередь, определяется наличием личностно зрелых специалистов, способных компетентно и ответственно принимать решения, творчески реализовать себя и саморазвиваться. Подготовка таких специалистов в вузе представляет собой не просто обучение, а личностно-профессиональное развитие, ведущую роль в котором должны играть сами студенты как субъекты этого развития.

Подготовка ИТ-специалистов осложняется, во-первых, спецификой абитуриентов технических вузов – несформированностью у многих из них позиций субъекта выбора профессии, субъекта учебно-профессиональной деятельности, субъекта жизненного пути, во-вторых, особенностями технизированных образовательных сред, обладающих недостаточными возможностями личностного развития.

Кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности разработаны концептуальные основы и психолого-педагогические технологии личностно-профессионального развития будущих специалистов информационной сферы в процессе обучения в вузе, базирующиеся на активизации интеллектуально-личностных механизмов самоорганизации и саморазвития студентов.

Характеристики

Комплекс психолого-педагогических технологий личностно-профессионального развития ИТ-специалиста в вузе включает образовательные, социально-воспитательные, развивающие технологии с использованием дидактических, психодиагностических, игровых, рефлексивных, тренинговых методов и специально разработанных методических и информационно-программных средств.

Технологии личностно-профессионального развития направлены на:

– формирование у студентов общекультурных компетенций и профессионально важных качеств;

– сопровождение и поддержку профессионального самоопределения, адаптации, творческой самореализации субъектов учебно-профессиональной деятельности;

– актуализацию личностных ресурсов профессионального саморазвития;

– развитие личностных ресурсов психологической безопасности, предупреждение личностных деформаций и аддикций (включая технологические зависимости).

Основы разработанных технологий личностно-профессионального развития составляют:

– уважение и принятие студента как самоценной личности, носителя уникального индивидуального опыта, субъекта собственного жизненного пути и профессионального развития;

– поддержка активности, автономности, самопознания и самореализации студентов;

– актуализация рефлексивной деятельности студентов, использование элементов личностно-смыслового диалога;

– центрирование предметно-содержательного взаимодействия на субъективном опыте обучающихся, их потребностях и профессиональных интересах;

– использование продуктивных форм совместной деятельности педагога со студентами и студентов в минигруппах.

Реализуются технологии в учебных дисциплинах, факультативах, психологических тренингах, социально-воспитательной деятельности, самостоятельной работе студентов.

 

Авторские методические и информационно-программные средства, обеспечивающие внедрение разработанных технологий:

  • Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Психология профессионального саморазвития».
  • Рабочая программа и методические материалы по курсу «Информационно-психологическая безопасность личности».
  • Учебно-методическое пособие «Практикум по психологии».
  • Тренинговая программа «Моя психологическая безопасность».
  • Тренинговая программа «Эффект бабочки (самоэффективность и жизненное благополучие)».
  • Тренинговая программа «Я и другие: искусство общения».
  • Модель развития учебно-познавательного опыта в интеграции с другими формами опыта.
  • Проект массового социально-воспитательного мероприятия «День ИКТИБ».
  • Психодиагностическая методика рефлексивной самооценки в учебной деятельности.
  • Психодиагностическая методика «Субъективное качество жизни».
  • Информационно-диагностическая система «Саморазвитие личности».
  • Информационно-диагностическая система «Интеллектуальный самоконтроль студентов».
  • Информационно-диагностическая система поддержки профессионального выбора.
  • Информационно-диагностическая система «Творческие возможности профессионала».
  • Автоматизированная система подбора персонала на должность программиста.
  • Компьютерная система психологического тестирования в профессиональном отборе инженеров-тестировщиков.
  • Система компьютерной поддержки экспериментальных исследований операторской деятельности.
  • Автоматизированная система диагностики особенностей мышления ИТ-специалистов.

 

Результатом внедрения разработанного комплекса психолого-педагогических технологий является повышение качества подготовки кадров для ИТ-отрасли за счет:

– повышения личностной и профессиональной рефлексии студентов, способствующей формированию адекватных представлений о собственных целях, ценностях, возможностях;

– активизации процесса жизненного и профессионального самоопределения студентов (анализ возможностей, постановка целей, выбор средств реализации);

– повышения уверенности в себе и мотивации профессионального саморазвития;

– усиления ориентации на жизненные цели, профессиональные достижения и перспективу дальнейшего личностного роста;

– развития коммуникативных способностей и умений работать в команде;

– интеграции учебного, субъектного и профессионального опыта;

– развития умений анализировать факторы, ставить задачи и проектировать процесс профессионального развития;

– развития умений саморегуляции и самоуправления;

– становления позитивного эмоционально-ценностного отношения к саморазвитию и самореализации в профессиональной деятельности.

 Дополнительная информация

Потребители (для кого представляет интерес): образовательные организации, система управления образованием местного и регионального уровней, кадровые службы предприятий и организаций.

Разработчики: сотрудники кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности (ПиБЖ) Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета:

Лызь Н.А. – д.п.н., зав. кафедрой ПиБЖ – руководитель;

Эксакусто Т.В. – к.псх.н., доцент кафедры ПиБЖ;

Компаниец В.С. – к.т.н., доцент кафедры ПиБЖ;

Непомнящий А.В. – д.п.н., профессор кафедры ПиБЖ, директор НОЦ «Психолого-педагогических технологий»;

Кибальченко И.А. – д.псх.н., профессор кафедры ПиБЖ;

Лызь А.Е. – к.т.н., доцент кафедры ПиБЖ;

Познина Н.А. – к.псх.н., доцент кафедры ПиБЖ.

Информационно-диагностическая система «Психология малых групп и трудовых коллективов»

Назначение системы

Система в основном ориентирована на организационных психологов и предназначена для автоматизированного тестирования малых групп с целью изучения их социально-психологических характеристик.

Основные особенности

Информационная система включает в себя обширный структурированный теоретический материал по психологии малых групп и трудовых коллективов. Система имеет удобную систему навигации по разделам, и привлекательный интерфейс пользователя. В целях повышения скорости доступа к информации в системе был реализован полнотекстовый поиск по содержимому статей и их названию.

Система так же включает в себя набор автоматизированных психодиагностических методик направленных на исследование характеристик малых групп.

Информационно-справочная система «Психология развития ребенка с рождения до 10 лет»

Назначение

Система предназначена для психологического просвещения родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании детей, по теме возрастных и индивидуальных особенностей пси­хического развития ребенка.

Актуальность

В настоящее время наблюдается значительное обеднение общения родителей с ребенком. Полноценные формы контакта подменяются формализованным и сугубо прагматическими. В связи с этим назрела острая необходимость в психологическом просвещении родителей.

Общая информация

Информация в системе структурирована по тематическим разделам, которые включают в себя набор статей и подразделов и возрастам. Каждая статья может быть дополнена списком близких по тематике статей, рекомендуемых к прочтению. Все статьи содержат в себе возрастные рамки, для которых применима информация, содержащаяся в них. Пользователь может выбрать интересующий его возрастной диапазон и таким образом отфильтровать не подходящие ему статьи.

Для администратора системы реализован закрытый от пользователей интерфейс управления наполнением системы. Он позволяет добавлять, удалять и модифицировать статьи и разделы, представленные в системе.

В целях повышения скорости доступа к информации в системе был реализован полнотекстовый поиск по содержимому статей и их названию.

Информационная система «Практикум по проведению патопсихологического эксперимента»

Назначение

Не имеющая аналогов ИС предоставляет возможность изучения и получения практических навыков по организации и проведению патопсихологического эксперимента.

Общая информация

Информация в системе структурирована по следующим разделам:

  • Учебный блок, содержащий подробную информацию о методиках патопсихологического эксперимента и особенностях его проведения.
  • Практический блок, в котором представлена компьютерная реализация следующих методик: «10 слов», «Счет по Крепелину», «Шифровка», «Аналогии», «Существенные признаки», «Исключение понятий», «Отсчитывание», «Исключение понятий (невербальное)».
  • Блок работы с базой данных результатов патопсихологического эксперимента.
  • Сопроводительный блок для пользователя по эксплуатации ИС.

Информационная система обеспечивает разделяемый парольный доступ к результатам тестирования для испытуемого и для администратора (психолога, преподавателя).

Информационно-диагностическая система  «Индивидуально-психологические особенности руководителей трудовых коллективов»

Актуальность

В современных условиях задача отбора кандидатур на руководящие должности не потеряла своей актуальности. Напротив, она приобретает особую остроту в связи с постоянно растущими требованиями к квалификации и индивидуально-психологическим свойствам кандидатов. Поэтому предлагаемые информационно-диагностической системой возможности по автоматизации практической деятельности психолога организации представляются высоко значимыми и востребованными.

Общая информация

Информационно-диагностическая система предоставляет доступ к информации по теоретическим основам и практическим методам работы с кадровым потенциалом, позволяет осуществить сбор, обработку и хранение в базе данных информации об испытуемом, автоматизирует психодиагностические методики выявления организаторских, психологических, интеллектуальных особенностей кандидатов. Систему отличает эффективный пользовательский интерфейс. Права доступа к базе данных разграничены: пользователи – только просмотр базы, психолог – удаление, редактирование записей.

Информационно-справочная система «Диагностика жизненных стратегий»

Назначение

Информационно-справочная система предназначена, главным образом, для диагностики жизненных стратегий лиц юношеского возраста, поскольку именно в этот период наиболее остро встает проблема выбора способа жизни. У молодого человека еще мало жизненного опыта и знаний, чтобы разобраться в себе. Образовательный процесс в вузе также недостаточно осуществляет личностную подготовку юношей и девушек к выбору стратегии жизни. Как следствие, ситуация профессионального определения для молодого человека оказывается слишком сложной и зачастую негативно отражается на развитии его личности.

Молодому человеку необходимо помочь разобраться, какая жизненная стратегия присуща именно его типу личности, помочь отличить истину от фальши. Информационно-справочная система призвана облегчить труд психолога в решении этой действительно сложной задачи. Основная область применения информационно-справочная системы – психологическая служба вуза.

Общая информация

Система состоит из двух основных блоков. В первый блок входит систематизированный справочный материал о понятии и видах, существующих методиках диагностики жизненных стратегий. Второй блок (диагностический) представлен следующими методиками:

  • Тест смысложизненных ориентаций, разработанный на базе теста Д. А. Леонтьева «Осмысленность жизни».
  • Тест «Осознанность жизненных целей», способствующий осознанию личностью уровня сформированности собственных жизненных целей, возможного противоречия между глубиной жизненных целей и способами использования свободного времени.
  • Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.
  • Методика Ш. Шварца «Ценностный опросник» в адаптации О. А. Тихомандрицкой, Е. М. Дубовской. Данная методика позволяет определить тип жизненной стратегии человека, даёт информацию о приоритетных ценностях и целях человека.
  • Методика «Локус контроля» Д. Роттера, диагностирующий локализацию контроля над значимыми событиями. В основе его лежит различение двух локусов контроля – интернального и экстернального, и, соответственно, двух типов людей — интерналов и экстерналов.
  • Опросник «Уровень субъективного контроля». В отличие от шкалы Роттера, он дополнен пунктами, измеряющими экстернальность-интернальность в межличностных и семейных отношениях а также в отношении болезни и здоровья.
  • Методика «Понимание пословиц», в которой оценивается не только понимание переносного смысла пословиц, но и соотнесение их с предпочитаемым стилем собственной жизнедеятельности, ведь, как известно, пословицы могут закреплять противоположные способы поведения, и предпочтение тех или иных пословиц позволит относить испытуемых к той или иной стратегии поведения.
  • Методика А. Шостром, предназначенная для диагностики уровня самоактуализации личности.

© 2017, кафедра Психологии и безопасности жизнедеятельности