Кафедра Психологии и
безопасности жизнедеятельности

Лызь Александр Евгеньевич

lae_3
Звание: Доцент
Степень: Кандидат технических наук
Адрес: г. Таганрог, Чехова 2, И-201
Телефон: 8634-36-04-50 (рабочий)
E-mail:  aelyz@sfedu.ru

Образование и повышение квалификации:

  • высшее образование: Таганрогский государственный радиотехнический институт (01.09.198630.06.1992)
    Автоматика и телемеханика
    инженер-электрик
  • высшее образование: Ростовский государственный университет (01.10.199230.06.1993)
    Практическая психология в системе народного образования
    психолог-практик
  • повышение квалификации: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет», факультет управления (02.03.201630.03.2016)
    Экспертиза образовательных программ и управление качеством образования
  • повышение квалификации: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (02.06.201507.06.2015)
    Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение учебного процесса в контексте практического опыта реализации ФГОС нового поколения и образовательных программ в области информационной безопасности

Дата начала общего стажа: 01.07.1992

Стаж по специальности (в годах): 22

Преподаваемые дисциплины:

  • Психология управления личностными ресурсами
    Личностные ресурсы профессионального развития. Тенденции развития общества и цели профессионального образования. Образ компетентного специалиста. Единство личностного и профессионального развития специалиста. Этапы, факторы, кризисы и противоречия профессионального становления. Факторы, механизмы и внутренние ресурсы личностно-профессионального саморазвития. Жизненные цели, образование и профессиональная самореализация. Личностные факторы профессионального и жизненного успеха. Образование как средство личностно-профессионального развития. Возможности системы образования для личностно-профессионального развития. Студент как субъект учебно-профессиональной деятельности. Роль мотивации и саморегуляции обучающихся в эффективности образования. Проектные, интерактивные, информационные, контекстные, личностно-развивающие образовательные технологии. Образование 1.0, 2.0. и 3.0. Единство образования, самообразования и саморазвития. Способы самопознания, самоопределения, саморазвития, проектирования профессионального будущего и планирования карьеры. Психология межличностных отношений и делового общения. Специфика межличностных отношений. Общение: цели, средства и содержание. Затрудненное общение, типы коммуникативных барьеров. Средства и методы психологического воздействия в процессе общения. Технологии эффективной коммуникации. Виды делового общения. Принципы эффективного делового общения в трудовом коллективе. Личностные основы построения партнерских, доверительных, толерантных взаимоотношений. Управление трудовым коллективом: организация и принятие решений. Малая группа, коллектив, команда. Психологические явления в трудовом коллективе. Групповая сплоченность и генезис группы. Феноменология решения групповой задачи. Управление групповым процессом: лидерство и руководство. Процесс группового функционирования: межличностные отношения и социально-психологический климат. Групповые состояния и групповые эффекты. Создание эффективной профессиональной команды.
  • Психология профессионального саморазвития
    Понятие личности и факторы личностного становления. Жизненное и профессиональное самоопределение. Самопознание: направленность личности, цели и ценности, характер, когнитивные, творческие, коммуникативные, лидерские и организаторские способности. Учебная и профессиональная деятельность как способ самореализации личности. Учебная группа и профессиональная команда как контекст развития. Психология профессиональной деятельности и профессионального саморазвития. Профессиональная пригодность, готовность, компетентность. Профессиональная мотивация. Внешние и внутренние факторы в развитии профессионала. Кризисы профессионального становления личности. Профессиональное саморазвитие. Планирование карьеры. Личностные качества как факторы профессионального саморазвития. Самоорганизация и психическая саморегуляция в профессиональном развитии. Межличностная коммуникация и работа в коллективе. Технологии эффективной коммуникации. Личностные качества человека, определяющие успешность его коммуникации. Формы контакта и влияния. Средства, методы психологического воздействия. Малая группа, коллектив, команда. Психологические явления в трудовом коллективе. Межличностные отношения и социально-психологический климат в коллективе. Психология делового общения. Социально-психологические процессы делового общения. Деловая беседа как основная форма делового общения. Психологические особенности публичного выступления. Создание Я-образа и формирование имиджа: самопрезентация. Самопрезентация при приеме на работу. Технологии эффективного делового общения.
  • Инженерная психология и эргономика
    Цели, задачи, принципы инженерной психологии и эргономики. Система «человек-машина» (СЧМ). Иерархическая структура эргономических показателей: эргономичность СЧМ, комплексные, групповые и единичные показатели. Особенности операторской деятельности. Психологический анализ операторской деятельности, функциональные состояния человека-оператора. Психофизиологическая характеристика процесса приема информации. Психологические аспекты проблемы принятия решения. Управляющие действия оператора. Инженерно-психологические проектирование и оценка СЧМ.

Дополнительная информация:

Лызь Александр Евгеньевич — кандидат технических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доцент кафедры Психологии и безопасности жизнедеятельности, заместитель директора Института компьютерных технологий и информационной безопасности (ИКТИБ) по учебной работе, председатель учебно-методического совета ИКТИБ, член научно-методического совета ЮФУ, председатель совета образовательных программ по направлениям информатики, вычислительной техники и информационной безопасности. Специалист по системе менеджмента качества, имеет сертификат внешнего аудитора.

Родился в октябре 1969 года в городе Таганроге. В 1986 г. окончил среднюю школу N9 и поступил в Таганрогский государственный радиотехнический институт (ТРТИ) на специальность «Автоматика и телемеханика». В 1992 г., защитив дипломную работу «Компьютерное моделирование природных объектов», получил квалификацию инженер-электрик (диплом с отличием). С октября 1992 г. по июнь 1993 г. обучался в Ростовском государственном университете по направлению «Практическая психология в системе народного образования», получил квалификацию «психолог-практик». В 1997 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Моделирование динамики управляемых экологических систем» по специальностям: «Применение вычислительной техники, математического моделирования и математических методов в научных исследованиях» и «Управление в технических системах».

Работа в ЮФУ:

− с сентября 1990 г. − лаборант кафедры инженерной психологии и охраны труда (ИПиОТ) ТРТИ;

− c июня 1992 г. − инженер кафедры ИПиОТ ТРТИ;

− с декабря 1992 г. − аспирант  (в 1995 году приказом ректора ТРТУ кафедра ИПиОТ переименована в кафедру «Психологии и безопасности жизнедеятельности» (ПиБЖ));

− с декабря 1995 г. − ассистент кафедры ПиБЖ;

− с февраля 1998 г. по настоящее время − доцент кафедры ПиБЖ;

− с февраля 2006 г. − заместитель декана факультета информационной безопасностипо учебной работе;

− с 2014 г. по настоящее время — заместитель директора Института компьютерных технологий и информационной безопасности по учебной работе.

Учебно-методическая работа

За время работы на кафедре принимал участие в подготовке документов для лицензирования и аккредитации специальностей и направлений подготовки  кафедры, в разработке учебных планов специальностей и направлений кафедры ПиБЖ:

1996, 1998 гг. — специальность 071900 — Информационные системы в психологии;

1998, 2000, 2001, 2002 гг. — специальность 020400 — Психология;

2000, 2001, 2002 гг. — специальности 351400 — Прикладная информатика в психологии;

2008, 2009, 2012 гг. − специальности 030301 − Психология, 080801 − Прикладная информатика в психологии; направлений подготовки бакалавров и магистров 080800 − Прикладная информатика;

2012 г. — направления подготовки бакалавров и магистров 030300 — Психология, 230700 — Прикладная информатика

В 1999 г. принимал участие в подготовке документов по лицензированию программ послевузовского образования в аспирантуре ТРТУ по научным специальностям:

13.00.01 — Общая педагогика;

19.00.03 — Психология труда; инженерная психология;

19.00.07 — Педагогическая психология.

В настоящее время роводятся занятия по следующим дисциплинам: «Инженерная психология и эргономика», «Психология профессионального саморазвития», «Психология управления личностными ресурсами «.

Научно-исследовательская работа

Принимал участие в следующих работах: «Исследование методов построения и разработка компьютерно-генерируемых виртуальных обучающих систем»; «Гуманитарное образование в высшей технической школе» в рамках научной программы «Фундаментальные исследования высшей школы в области естественных и гуманитарных наук. Университеты России»; «Исследование методов и средств обеспечения комплексной безопасности организаций и личности в информационной, технической, экологической, правовой и социально-психологических сферах».

Область текущих научных интересов: деятельность человека-оператора в СЧМ; разработка и оценка пользовательских интерфейсов; разработка и внедрение новых информационных технологий обучения; гуманитарное образование в высшей технической школе; профессиональное становление личности;  управление образовательной деятельностью вуза.

Повышение квалификации

2006 г.  − Государственный координационный центр информационных технологий по программе «Управление образовательной деятельностью вуза» (г. Москва, 72 часа);

2007 г. — стажировка по вопросам современных технологий обучения и организации образовательного процесса на факультете бизнеса и менеджмента (Faculty of Business and Management Arnhem Business School) университета HAN (Hogeschool van Arnhem en Nijmegen) (Нидерланды, г. Арнем);

2008 г. — НОУ «Ростовский центр статистики, экономики и финансов» по программе «Разработка и внедрение системы менеджмента качества в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2000, рекомендациями IWA 2 и типовой модели СКОУ»;

2009 г. — факультет переподготовки Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) по программе «Управление качеством в образовании» (г. Санкт-Петербург, 72 часа);

2014 г. — экономический факультет Южного федерального университета по программам «Организация учебного процесса и управления качеством образования», «Проектирование и механизмы реализации основных образовательных программ» (г. Ростов-на-Дону, 40 часов);

2016 г. — факультет управления Южного федерального университета по программе «Экспертиза образовательных программ и управление качеством образования» (г. Ростов-на-Дону, 72 часа)

Публикации

Всего опубликовано 58 работ, из них 48 — научных и 10 — учебно-методических. Ниже приведены основные публикации:

учебно-методические работы:

Лызь А.Е. Методические указания к самостоятельной и индивидуальной работе по курсу «Психология труда».  Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2007. − 36 с.

Лызь Н.А., Лызь А.Е., Эксакусто Т.В. Психология и педагогика: Учебное пособие на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. − 158 с.

Лызь Н.А., Лызь А.Е. Тенденции развития высшего образования. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. − 48 с.

Лызь А.Е., Познина Н.А., Прима А.К. Практикум по психологии. Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2014. − 50 с.

Лызь Н.А., Лызь А.Е. Управление личностными ресурсами: образование и профессиональное развитие: учебное пособие. Таганрог: Изд-во ЮФУ. 2016. − 136 с.

научные работы:

Лызь Н.А., Эксакусто Т.В., Лызь А.Е. Система психологической подготовки студентов технического вуза // Психология в вузе, 2005, N3. С. 16−30.

Лызь А.Е. Роль имплицитной концепции профессионала в развитии субъекта труда // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». − Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. N14. С. 123−127.

Лызь Н.А., Лызь А.Е. Компетентностно-ориентированное обучение: опыт внедрения инноваций // Высшее образование в России, 2009. N6. С. 29−36.

Басанова Т.А., Лызь А.Е., Лызь Н.А., Познина Н.А., Эксакусто Т.В. Личностно-профессиональное развитие студентов и формирование качеств безопасной личности в технизированной образовательной среде: Коллективная монография / Под ред. Н.А. Лызь. ; М.: КРЕДО, 2009. − 210 с.

Лызь А.Е., Компаниец В.С., Старостина Д.С. Экспериментальные исследования операторской деятельности: Разработка системы компьютерной поддержки. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG. Saarbrucken, Germany, 2012. − 116 р.>

Лызь Н.А., Лызь А.Е. Cтановление качеств субъекта труда в процессе профессиональной подготовки // Гуманитарные научные исследования. ; Июль, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/07/3487

Лызь Н.А., Лызь А.Е. Риски педагогических инноваций в высшем образовании // Высшее образование в России. 2014. N7. С. 57−63.

Лызь Н.А., Веселов Г.Е., Лызь А.Е. Информационно-психологическая безопасность в системах безопасности человека и информационной безопасности государства // Известия ЮФУ. Технические науки. 2014. Т. 157. N8. С. 58−66.

Лызь А.Е. О специфике развития субъекта профессиональной деятельности в сфере информационной безопасности // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы IV Международной научно-практичес­кой конференции (08 ; 10 октября 2015 г.) // Ч. II: Симпозиум «Труд и его субъект в изменяющейся России». / Под общ.ред. Т. Н. Банщиковой, В. И., Морасановой, Е. А. Фоминой. − Кисловодск − Москва: ООО Издательский Дом «ТЭСЭРА», 2015. − 272 с. С. 124;128.

Лызь Н.А., Лызь А.Е., Нещадим И.О. Личность профессионала как целевой ориентир высшей технической школы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2016. N3. С. 47−51.

Учебно-методические ресурсы

 

© 2014-2020, Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности