Кафедра Психологии и
безопасности жизнедеятельности

Непомнящий Анатолий Владимирович

Непомнящий small

Профессор, доктор педагогических наук, кандидат технических наук.

Директор Научно-образовательного центра психолого-педагогических технологий ЮФУ, профессор кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности, кандидат технических наук, доктор педагогических наук, доцент по кафедре автоматики и телемеханики, профессор по кафедре инженерной психологии и охраны труда, действительный член ряда отраслевых Российских и Международных академий наук, действительный член международного института инженерии в области электричества и электроники (IEEE, США), Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, автор более 180 научных трудов, учебных пособий и монографий.

Область научных интересов связана с проблематикой общей методологии гуманитарных наук, интегральной антропологии, интегральной психологии, методологических проблем психологии, общей педагогики и развития личности в образовательных системах, интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний в многоуровневых образовательных системах, теории и истории религий, информационно-психологической безопасности личности. Подготовил более 30 кандидатов наук и 6 докторов наук в областях педагогики и психологии.

Окончил Таганрогский государственный радиотехнический институт (ТРТИ) в 1965 г. и был приглашен на работу в качестве ассистента лаборатории электроники кафедры Автоматики и телемеханики (АиТ) ТРТИ, где окончил в 1973 году под руководством Е.И. Куфлевского аспирантуру по специальности «радиотехника», получив степень кандидата технических наук и серебряную медаль ВДНХ, за выполненную научно-техническую разработку специализированного измерительного устройства. С этого момента изменил область научных интересов и занимался исследованиями в области объективизации психических феноменов, продолжая преподавательскую работу на кафедре АиТ. В 1979 году присвоено учёное звание доцента по кафедре автоматики и телемеханики.

В 1985 году разработал программу психологического обеспечения подготовки инженерных кадров, в рамках реализации которой и при его непосредственном организационном участии была впоследствии открыта в 1987 году в ТРТИ кафедра инженерной психологии, где до января 1990 г. работал в качестве заместителя заведующего по учебной работе.

С 1991 года был избран на должность заведующего кафедрой Инженерной психологии и охраны труда. В1991 г. организовал на кафедре ИПиОТ подготовку кадров по новой для ТРТИ специальности «Биотехнические и медицинские аппараты и системы», которая впоследствии была передана на кафедру гидроакустики и ультразвуковой техники в связи с его переходом на должность проректора ТРТУ по учебной работе в 1994 г.

За время трех лет работы проректором ТРТУ: разработал и организовал внедрение в ТРТУ экономически обоснованную систему последовательной многоуровневой подготовки специалистов от уровня начального высшего образования до магистратуры; разработал совместно с комитетом по академической политике и внедрил в ТРТУ ряд стандартов университета, регламентирующих основные направления учебной деятельности университета; организовал открытие в ТРТУ магистратуры по ряду направлений и провел ее лицензирование; восстановил эффективную работу социологической службы ТРТУ; реорганизовал издательско-полиграфическую деятельность ТРТУ, путем организации издательства ТРТУ как самостоятельного структурного подразделения и придания типографии ТРТУ статуса самостоятельного хозрасчетного подразделения; открыл при кафедре ИПиОТ подготовку кадров по специальности «Информационные системы в психологии»; впервые для ТРТУ получил лицензию на открытие аспирантуры по гуманитарной дисциплине – педагогике.

Вернувшись в 1997 г. на должность заведующего кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности за период с 1997 по 2001 г.: получил лицензии и организовал при кафедре подготовку кадров по двум новым для ТРТУ специальностям – «Психология» и «Прикладная информатика в гуманитарной области»; восстановил работу аспирантуры кафедры, благодаря чему за три года было подготовлено 12 кандидатов наук; в 1998 году при поддержке ректората ТРТУ организовал на базе кафедры Южно-Российский психологический институт; за 1999-2000 годы, благодаря привлечению внешних инвестиций, организовал капитальный ремонт 10 аудиторий корпуса «И», создал специализированную библиотеку психологической литературы (более 5 тысяч томов) и обеспечил полное техническое переоснащение кафедры, которая начала 2000/2001 учебный год во вновь созданных аудиториях корпуса «И». Получил лицензии и открыл на кафедре аспирантуру по специальностям «Инженерная психология» и «Педагогическая психология».

С 2002г. по 30.06.2012 г. организовал при кафедре научно-образовательные центры: Психологической безопасности личности, Психолого-педагогических технологий, Информационно-аналитический центр; в качестве научного руководителя принял участие в организации Центра инновационных образовательных технологий ТТИ ЮФУ. Организовал создание трёх новых лабораторий кафедры, оснащённых уникальным оборудованием, закупленным по программе развития ЮФУ. Провёл лицензирование двух магистерских программ; написал ряд учебно-методических пособий для студентов и более 50 научных статей; подготовил 17 кандидатов наук и 4 доктора наук.

В научном плане создал в ТРТУ новое направление научных исследований в области интеграции естественнонаучного и гуманитарного знаний в образовательных системах, разработал концептуальные основы создания систем обучения, построенных на основе осознанной активизации субъект-субъектных взаимодействий в образовательной среде и перевода их результатов на уровень формально-логического мышления. Руководил фундаментальными научными исследованиями в рамках Государственного задания по ряду междисциплинарных направлений: «Информационные средства самопознания, самооценки и самопланирования образовательной деятельности, развитие личности в новой информационной среде»; «Разработка концепции информационно-психологической безопасности личности в образовательной среде»; «Исследование и разработка методологических оснований взаимодействия гуманитарных и естественных наук в  образовательной системе инновационного вуза» и др.

С 1.07.2012 г. передал руководство кафедрой ПиБЖ профессору Лызь Н.А., оставив за собой руководство НОЦ Психолого-педагогических технологий.

В настоящее время на основе использования междисциплинарных знаний разработал рабочие программы и читает студентам и магистрантам авторские  курсы по дисциплинам: «Антропология»; «Методологические проблемы психологии»; «История и теория религий»; «Основы информационно-психологической безопасности»; «Методология научных исследований»; «Психологические основы профессиональной ориентации и самоопределения»; «История психологии труда и инженерной психологии»; «Философия образования». Руководит магистерской программой «Психология труда, инженерная психология». Разработал и ведёт  в качестве руководителя и преподавателя три программы дополнительного образования: «Информационно-психологическая безопасность личности»; «Применение современных концепций человековедения в системах образования, воспитания и бизнеса»; «Человек в системе религии и межконфессиональной среде». Ведёт подготовку кадров высшей квалификации в системе аспирантуры. Выпускает серию учебных пособий под общим названием «Введение в интегральную антропологию», опубликовал монографию «Духовно-нравственное воспитание личности» и учебное пособие «Методологические проблемы психологии», в котором на основе интегрального видения предложил строго научно обоснованное решение всех методологических проблем современной академической психологии.

Область увлечений – спорт и активный отдых. Организовал и был капитаном первой в ТРТИ регбийной команды. Активно участвовал в качестве члена клуба подводных пловцов ТРТИ «Барракуда». Параллельно с первых студенческих лет занимался альпинизмом, достигнув квалификации мастера спорта международного класса. В качестве члена сборной команды СССР по альпинизму участвовал в первом в истории советского альпинизма выезде в 1975 г. советских спортсменов в США, где были совершены восхождения высшей категории сложности на вершины Эль-Капитан (штат Калифорния) и Бонанза (штат Вайоминг). Бронзовый призёр и двукратный чемпион СССР по альпинизму. В 1989 и 1990 годах участвовал в двух Гималайских экспедициях Профспорта СССР в качестве члена тренерского совета экспедиции и члена комплексной научной группы экспедиции, ответственного за психологическое обеспечение деятельности команды и подготовки спортсменов. По результатам этой работы награжден правительством СССР медалью «За доблестный труд».  В настоящее время области активного отдыха – альпинизм и горные лыжи.

 

© 2014-2020, Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности