Кафедра Психологии и
безопасности жизнедеятельности

Кибальченко Ирина Александровна

KIA2

Профессор

Д 212.208.27 — Член совета
Степень: Доктор психологических наук
Телефон: 8(863 4)361586 (рабочий)

Образование и повышение квалификации:

  • высшее образование: Таганрогский государственный педагогический институт (01.09.197630.06.1981)
    Математика и физика
    Учитель математики с правом преподавания физики
  • повышение квалификации: Таганрогский государственный педагогический институт (01.09.199102.07.1993)
    Информатика
    Учитель информатики
  • повышение квалификации: Ростовский государственный педагогический университет (01.09.199330.06.1995)
    Практический психолог системы образования
    Практический психолог
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (02.03.201630.03.2016)
    Экспертиза образовательных программ и управления качеством образования
    Эксперт образовательных программ и управления качеством образования
  • послевузовское образование: Таганрогский государственный педагогический институт (04.07.2000)
    13.00.01 — общая педагогика
    Кандидат педагогических наук
  • послевузовское образование: Южный федеральный университет (26.11.2011)
    19.00.07 — Педагогическая психология (психологические науки)
    Доктор психологических наук
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (11.10.201722.11.2017)
    Система электронного обучения в системе MOODLe (приказ 16 305 К от 24 ноября 2017 г.)
    пользователь

Дата начала общего стажа: 25.08.1981

Стаж по специальности (в годах): 18

Преподаваемые дисциплины:

  • Методики профессиионально ориентированного обучения
    МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ 1. Наименование направления, в рамках которого читается дисциплина 09.06.01 ; Информатика и вычислительная техника. Общая трудоемкость: 3 ЗЕТ. 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы Учебная дисциплина «Методики профессионально-ориентированного обучения» (МПОО) входит в вариативную часть блока «Дисциплины и модули» ООП. Содержание дисциплины опирается на знания из других наук (психологии, педагогики, философии), которые освоены аспирантами в учебных дисциплинах магистратуры (специалитета). Для успешного освоения дисциплины МПОО необходимы открытость познавательной позиции как тип познавательного отношения к миру, при котором индивидуальное умозрение отличается вариативностью и разнообразием субъективных способов осмысления одного и того же события, адекватной восприимчивостью по отношению к необычным аспектам происходящего; особое отношение к парадоксам и противоречиям, вариативность субъективных способов восприятия и осмысления событий; направленность на переоценку собственного опыта, обнаружение противоречий между усвоенными знаниями и поступающей информацией, гибкости в построении собственной познавательной деятельности и др. Знания, умения и навыки, формируемые учебной дисциплиной МПОО, необходимы для прохождения педагогической практики. Программа ориентирована на развитие у аспирантов рефлексивной позиции в проектировании и оценке собственной деятельности; открытой познавательной позиции как интеллектуально-творческого ресурса, необходимого в организация научной и проектной деятельности, нестандартных подходов к решению профессиональных задач, на развитие умений, позволяющих аспиранту успешно развиваться, реализовать свой потенциал в избранной сфере деятельности, обеспечивать социальную мобильность и устойчивость на рынке труда за счет интеграции гуманитарного и технического знания. 3. Цель изучения дисциплины: сформировать знания и умения, обеспечивающие способность и готовность к научно-педагогической деятельности в сфере высшего образования.
  • СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПСИХОЛОГИИ
    СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПСИХОЛОГИИ 1. Общая трудоемкость: 5 ЗЕТ 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы Учебная дисциплина «Статистические методы и информационные технологии в психологии» относится к Блоку 1 «Дисциплины (модули)» учебного плана магистратуры (Блок 1.Б.4). Для изучения данной учебной дисциплины «Статистические методы и информационные технологии в психологии» необходимы знания наук: логика, математика, информатика, информационные технологии в психологии. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: «Научно-исследовательская работа» и другие. 3. Цель изучения дисциплины: сформировать систему научно-практических психологических знаний об особенностях и специфике теории, методики, техники статистических методов в психологическом исследовании в соответствии с возможностями прикладных компьютерных технологий для решения задач учебной, научно-исследовательской и будущей профессиональной деятельности магистранта-психолога. 4. Содержание дисциплины Модуль 1. Статистический анализ данных: корреляционный, факторный, регрессионный, кластерный. Сущность корреляционного анализа как возможности точной количественной оценки степени согласованности изменений (варьирования) двух и более признаков. Степень согласованности изменений. Регрессионный анализ как группа методов, направленных на выявление и математическое выражение изменений и зависимостей в системе случайных величин. Факторный анализ как группа методов, направленных на выявление и специфическое математическое выражение структур в системах случайных явлений. Исходный математический объект для факторного анализа. Виды факторов. Таксономический (кластерный) анализ. Организация кластеризации. Модуль 2. Информационные технологии в применении статистических методов в психологии. Классификация ИС. Прикладные и инструментальные системы. Фактографические и документальные ИС. Основные принципы создания баз данных. Обзор современных СУБД. Интеллектуальные карты (mind map). ИТ и психодиагностика.; Statistical Package for Social Science (SPSS) для психологии. Возможности программы SPSS для разных видов анализа (корреляционный, регрессионный, факторный, кластерный и др.) и обработки количественной психологической информации. Применение сервисов современных компьютерных сетей в работе психолога. Электронные ресурсы. Технологии открытого и дистанционного образования. 5. Дополнительная полезная информация. Результаты обучения по дисциплине: сформированность умений, способов работы с психологической информацией и применения современных средств вычислительной техники, знаний и умений осознанного и эффективного использования информационных технологии в своей профессиональной деятельности. Основные образовательные технологии: традиционные, характерные лекционно-семинарской форме обучения, так и фрагменты инновационной рефлексивно-интегративной технологии, освоение компьютерного и лабораторного оборудования в прикладных целях. К формам контроля относятся: Формы текущего контроля: участие в групповой практической работе (собеседование, защита отчета по проблемному заданию)). Формы рубежного контроля: контрольная работа. Форма промежуточной аттестации: экзамен.
  • КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
    КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 1. Общая трудоемкость: 5 ЗЕТ. 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы. Учебная дисциплина «Количественные и качественные методы исследования в психологии» (КиКМИвП) относится к Блоку 1 «Дисциплины (модули)» учебного плана магистратуры (Блок 1.Б.3). Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами программы бакалавриата: Математические методы в психологии, Экспериментальная психология. 3. Цель изучения дисциплины КиКМИвП: сформировать систему научно-практических психологических знаний об особенностях и специфике теории, методики и техники качественных и количественных методов в психологическом исследовании. 4. Содержание дисциплины. Модуль 1. Количественный и качественный подходы в психологии (КиКМИвП). КиКМИвП и социологии. Влияние методологии на исследовательский процесс. Позитивистская методология и ее ограничения. Проблема доказательства. Взаимодействие логических и эмпирических аспектов познавательного процесса. Содержание и сущность количественного и качественного подходов, их общие и отличительные черты. Перекрестная валидизация количественных и качественных подходов. Дихотомия качественного и количественного подхода. Реализация номотетического и идеографического подходов в психологических исследованиях. Виды психологических исследований. Моделирование, виды моделей. Особенности пилотажного исследования. Стратегии психодиагностических исследований. Модуль 2. Система качественных и количественных методов исследования (КиКМИвП). Функции, преимущества и ограничения КиКМИвП. Сравнительная характеристика качественных и количественных методов. Методология КиКМИвП. Количественный и качественный контент-анализ. Планирование количественного исследования. Качественные методы, их особенности и исследовательские функции. Категоризация и проблема достоверности в качественных методах исследования. Способы осуществления перекрестной интерпретации. Критерии достоверности качественных результатов. Обоснование выбора метода. Типы психодиагностических методик. Закономерности построения экспериментальных психодиагностических методик. Основные структурные компоненты экспериментальных методик: содержание компонентов, их специфика и вариативность, направленность и последовательность. Теоретическое обоснование проективного подхода к измерению личности. Интегрированные формы представления и обобщения результатов. Принцип и критерии объективности качественного анализа. 5. Дополнительная полезная информация. Основные результаты обучения: осознанное использование навыков математической обработки эмпирических данных. Грамотное применение математических моделей в общей культуре научного исследования. Основные образовательные технологии. Традиционные, характерные лекционно-семинарской форме обучения и инновационные (индивидуальная творческая работа). Формы текущего контроля: Собеседование (работа на практических занятиях). Формы рубежного контроля: научно-учебный отчет (отчет по результатам исследования), контрольная работа, тест, проектное задание. Форма промежуточной аттестации: зачет.
  • ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Общая трудоемкость: 5 ЗЕТ. 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы. Учебная дисциплина «Планирование теоретического и эмпирического исследования» относится к Блоку 1 «Дисциплины (модули)» учебного плана магистратуры (Блок 1.Б.2). Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые математическими и психологическими дисциплинами. Знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: необходимы при изучении дисциплины «Научно-исследовательская работа». Программа ориентирована на формирование у магистрантов представления о научном познании действительности с использованием предметного поля дисциплины «Планирование теоретического и эмпирического исследования». 3. Цель изучения дисциплины: формирование у магистрантов системы научно-практических психологических знаний об особенностях и специфике теории, методики и техники теоретического и эмпирического психологического исследования. 4. Содержание дисциплины Модуль 1. Общая схема, виды, логика и этапы психологического исследования. Изучение подходов и типов научного психологического исследования. Общая схема и логика психологического исследования: теоретическая модель, выявление основных факторов и их эмпирическое исследование, модель управления явлением, экспериментальная проверка (формирующий эксперимент), разработка выводов и практических рекомендаций. Основные этапы исследования. Понятие об исследовательской ситуации. Принятие решения о проведении исследования. Предварительный анализ проблемы. Преобразование из практической проблемы в проблему научную. Оценка актуальности и научной разработанности. Оценка возможностей исследователя по разрешению проблемы. Современные требования к прикладному исследованию. Определение новизны научного исследования и ее критерии. Описание объектной и предметной области. Определение теоретико-методологических основ исследования. Создание новых средств и методов исследования. Развитие языка науки. Модуль 2. Программа, методы сбора, обработки и представления данных эмпирического исследования. Замысел (концепция) исследования и способы его реализации. Операционализация понятий. Переменные. Критерии, показатели и индикаторы. Методы психологического исследования и их классификация. Реализация принципов выбора диагностических методик. Модификация и адаптация методик. Связь используемых методов с теоретико-методологической основой исследования. Составление детального плана исследования. Процедура эмпирического исследования и обработка данных. Обеспечение достоверности, валидности (внутренней и внешней) и надежности эмпирического исследования. Артефакты. Описание и представление результатов исследования. Форма представления результатов исследования. Виды апробаций результатов исследования. Правила оформления апробаций. Отчет об исследовании, его структура и содержание. 5. Дополнительная полезная информация. Основные результаты обучения: знания основных методов и специфических особенностей проведения НИ, основных нормативов научного познания, оценки валидности схем контроля эксперимента; способность понимать и решать проблемы в междисциплинарных контекстах; способность интегрировать знания; самостоятельно и автономно продолжать обучение. Основные образовательные технологии: традиционные, характерные лекционно-семинарской форме обучения, фрагменты инновационных технологий. Формы текущего контроля: участие в групповой практической работе (собеседование). Формы рубежного контроля: индивидуальная творческая работа «Анализ темы научного исследования» (Темы предлагаются преподавателем)». Форма промежуточной аттестации: зачет.

Дополнительная информация:

В 1981 году окончила Таганрогский государственный педагогический институт по специальности «Математика и физика». В 1993 г. окончила курс того же института по специальности «Информатика». В 1995 году окончила Ростовский государственный педагогический университет по специальности «Практический психолог системы образования». С 1981 по 1999 г. работала педагогом-психологом Вареновского образовательного комплекса (Неклиновский район, Ростовской области).

В 2000 г. защитила кандидатскую диссертацию по специальности 13.00.01 (общая педагогика) по инициативной теме «Педагогическое руководство обогащением учебно-познавательного опыта школьников».

В 2002 г. Кибальченко И.А. награждена медалью «Почетный работник общего образования Российской Федерации» и получила ученое звание доцента.

В 2011 году успешно защитила докторскую диссертацию по педагогической психологии на тему «Интеграция учебного и познавательного опыта обучающихся: структура, динамика, технологии».

Член диссертационных советов: Д 212.208.27 при Южном федеральном университете с 2013 года.

В настоящее время преподаю следующие учебные дисциплины:

·      «Психодиагностика»

·      «Практикум по психодиагностике»

·      «Количественные и качественные методы в психологии»

·      «Планирование теоретического и эмпирического исследования»

·      «Математические методы в психологии»

·      «Экспериментальная психология»

Область научных интересов: методология  педагогики и психологии; психодиагностика; дифференциация и интеграция разных форм опыта, интеллекта, креативности, актуальных и потенциальных ресурсов личности.

Результаты исследований опубликованы в 150 работах. В том числе:

Кибальченко И.А. Актуализация и активизация учебно-познавательного опыта  учащихся в образовательном процессе // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». ; Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. N14 (69).- 396 с., ; с.31-37.

Кибальченко И.А. Психологический стенд с почтой доверия как форма работы школьного психолога (статья) // Научно-практический журнал «Психология и школа». ; 2006. ; N3. ;  С. 101 ; 114.

Кибальченко И.А. Психолого;педагогическое обеспечение коррекционно;развивающих программ в соответствии с особенностями учебно;познавательного опыта детей с задержками психического развития // Сборник научных трудов по материалам международной научно;практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте ; 2007». Том 10. Педагогика, психология и социология. ; Одесса: Черноморье, 2007. ; с.71-80

Кибальченко И.А. Рефлексивная самооценка обучающихся в учебной деятельности как содержательная характеристика формирования безопасной личности в вузе // Материалы Х Международной научно-практической конференции «Информационная безопасность». Ч.2. ; Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. ; 287 с. ; С. 247 -250.

Кибальченко И.А. Теория и практика развития учебно-познавательного опыта обучающихся (монография). Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008, 192 с.

Кибальченко И.А. Согласование бытийного познавательного опыта и учебного знания учащихся // Известия ТТИ ЮФУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». ; Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. ;176 с. ; С. 8-12

Кибальченко И.А. Предпосылки учебно-познавательного опыта обучающихся // Современные образовательные технологии: психология и педагогика: монография / У.Ю. Аронова, М.А. Бирюкова, А.И. Газитова и др. / Под общ. Ред. С.С. Чернова. ; Новосибирск: ЦРНС ; Изд-во «СИБПРИНТ», 2008. ; 426 с. ; С. 10-53

Кибальченко И.А. Особенности рефлексивности старшеклассников из алкогольных семей // Образование и семья: проблемы сопровождения. Материалы Международжной научно-практической конференции 27-28 марта 2008 года. Часть II. Под общей редакцией И.А. Хоменко ; СПб. ; 2008. ; 98 с. С. 55 ; 62.

Кибальченко И.А. Итоги дедуктивного и индуктивного контент-анализа научных публикаций при разработке понятия учебно-познавательного опыта обучающихся // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. N12(91): Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения): Научный журнал. ; СПб., 2009. ; 236 с. С. 78-85.

Кибальченко И.А. Контент-анализ учебно-познавательного опыта обучающихся // Вестник Санкт-петербургского университета. Изд-во Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психологические науки (психология, социология, педагогика). Часть II. Научно-теоретический журнал. ; СПб., Июнь 2009, с. 107 ; 115.

Кибальченко И.А. Особенности учебно-познавательного опыта студентов с разной успешностью обучения // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета: Научный журнал. — Пятигорск. N 4, 2008, 396 с., С. 323 ; 327.

Кибальченко И.А. Рефлексивно-интегративный подход к изучению познавательной триады обучающихся Психологические исследования интеллекта и творчества: Материалы научной конференции, посвященной памяти Я.А. Пономарева и В.Н. Дружинина, ИП РАН, 7-8 октября 2010г.  ; М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. ; 288 с. — С. 20-22

Кибальченко И.А. Алгебраическая модель рефлексивной системы самооценки в учебной деятельности // «Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы» (Москва, 27-29 января 2010 г.: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. ; М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2010. ; 478 с. ; С. 153-155

Кибальченко И.А. Психологические основы организации учебно-познавательного опыта обучающихся // Психологические основы организации учебно-познавательного опыта обучающихся: Монография / Под ред. А.В. Непомнящего. ; М.: Изд-во «КРЕДО», 2010. ; 414 с.

Кибальченко И.А. Взаимосвязь субъектного, ментального и познавательного опыта у лиц с разной успешностью деятельности // Психологический журнал. Изд-во Академиздатцентр «Наука» РАН. ; N 3. ; 2010. ; С. 33-45

Кибальченко И.А. Особенности ментальных репрезентаций учебно-познавательного опыта старшеклассников с разной успеваемостью // Психология когнитивных процессов / под ред. Егорова А.Г. , Селиванова В.В. (сборник статей). ; Смоленск: Универсум, 2009. ; 284 с. ; С. 159 ; 166.

Кибальченко И.А. Особенности опосредованного опыта обучения дошкольников, воспитывающихся матерями с разными стилями воспитания // Известия Южного федерального университета: Научно-педагогический журнал. ; Ростов-на-Дону. N4, 2009, 214 с., С. 55 ; 63.

Кибальченко И.А. Особенности учебно-познавательного опыта старшеклассников с разной успеваемостью // Научные проблемы гуманитарных исследований: Научно-теоретический журнал института региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе. Выпуск 4(2). ; Пятигорск. 2009, 120 с., С. 45 ; 52.

Кибальченко И.А., Кибальченко А.Я.  Методика составления классификационной шкалы задач Развивающие программы и методики работы с одаренными детьми. Сборник программ лауреатов 1 областного конкурса развивающих программ и методик работы с одаренными детьми. Ростов-на-Дону. 2000. 160 с. — С. 79 — 104.

Кибальченко И.А. и др. Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей // Методическое пособие для учителей и психологов. Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы. 2001. Ил. 3. Табл. 2. Библиогр. 13 назв. Прилож. 4. 32 с.

Кибальченко И.А. и др. Проблемы семьи, отягощенной алкогольной зависимостью: актуальность, диагностика, коррекция Ростов н/Д: «Феникс», 2007. ; 478 с. ; (Психологический практикум).

Кибальченко И.А. Диагностика и развитие субъектного опыта. В помощь школьному психологу. Учебное пособие для психологов, учителей и студентов психолого- педагогических специальностей . Таганрог: Изд-во Технологического института ЮФУ. 2007. 109 с. Допущено: Министерством общего и профессионального образования Ростовской области

Кибальченко И.А., Сушкин К.Ю. Диагностика одаренности. Учебное пособие по педагогической психологии для учителей и психологов // Таганрог: Изд-во НП «ЦРЛ», 2008. ; 225 с.

Кибальченко И.А., Кибальченко А.Я. Физика для увлеченных. Решать задачи трудНО вместе возможно. Ростов н/Д: «Феникс», 2005. ; 188, [1] с. ; (Библиотека школьника). Допущено: Министерством общего и профессионального образования Ростовской области

Кибальченко И.А. Теория и практика воспитательной деятельности. Ростов н/Д: «Феникс», 2009. ; 381 с. ; (Среднее профессиональное образование).

Кибальченко И.А., Голубева Е.В. Психодиагностика (учебное пособие на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением) Ростов н/Д: «Феникс», 2009. ; 302 с.

Кибальченко И.А. Эффекты интеграции в организации учебно-познавательного опыта обучающихся с разной успеваемостью. Дифференционно-интеграционная теория развития. Кн. 2 / Сост. и ред. Н.И. Чуприкова, Е.В. Волкова. ; М.: Языки славянской культуры, 2014. ; 720 с., ил. ; (Разумное поведение и язык. language and Reasoning). С. 511-521 Тираж 700 экз. 01.09.2014

Кибальченко И.А. Учебно-познавательная компетентность, её компоненты и структура. Формирование внутришкольной системы развития учебно-познавательной компетентности учащихся как фактор модернизации школьной образовательной среды: сборник научно-практических материалов / под ред. И.А. Кибальченко. ; Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2014. ; 307 с. ; С. 9-19 Тираж 350 экз.

Монография «Теория и практика учебно-познавательного опыта» стала лауреатом конкурса «Фонда развития отечественного образования» на лучшую научную книгу 2008 года. Учебное пособие «Психодиагностика» стала лауреатом Всероссийской выставки «Золотой фонд отечественной науки».

Получены:

Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ N 2007615014 «Информационно-диагностическая система «Потенциальная одаренность абитуриентов ВУЗа» от 04.12.2007 (Кибальченко И.А., Папкова Е.А., Асланян Ц.Р.);

Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ  N2011617620 «Информационно-диагностическая система «Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности студентов»».  Зарегистрировано в Реестре программ  для ЭВМ 30 сентября 2011 года. (Авторы: Белян Д.М., Кибальченко И.А., Дмитриева И.А.)

Учебно-методические ресурсы

 

© 2014-2020, Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности